Сказкотерапия для детей. "Сказка о 5 пальцах"

Сказки...их любят все дети...Сказки погружают ребенка в волшебный и удивительный мир. А еще с помощью сказок можно воспитывать и лечить детей...Да-да это возможно - и сегодня первый мастер-класс по  сказкотерапии.

Свою сказку про борьбу с ленью, которая называется "Пять пальцев" я придумала для своей дочки первоклассницы. Ведь именно в 1 классе начинаются проблемы по борьбе с ленью, и очень актуальной становится  проблема "хочу" и "надо".

Итак, первая сказка...

 

сказкотерпаия для детей

"Жила была девочка Катенька. Недавно ей исполнилось 6 лет. Этот год по словам мамы запомнится ей на всю жизнь. Как вы догадываетесь в этом году Катенька пошла в первый класс. К этому времени она уже умела читать предложения, писать некоторые буквы, и считать до 100 .

В школу Катенька собиралась каждый день с удовольствием, особенно в дни когда был урок труда или физкультура. Надо сказать, что и  информатика тоже была ей по душе, ведь на этом  уроке молоденькая веселая учительница  Елена Олеговна разрешали «рисовать в пейнте» всё, что пожелаешь.

Читала Катя, по словам учительницы, лучше всех, стихи запоминала со второго раза, и на математике умудрялась решить примеры за себя и за соседа-Диму. Дима был ей очень благодарен и выражал это как подобает настоящему мужчине. Он помогал ей носить портфель и всегда бежал первым снять ей пальто с крючка вешалки.

Вообще, все было замечательно, но не всегда. Очень портили Катеньке жизнь тетрадки по письму и до такой степени они могли её расстроить, что она отодвигала в сторону тетрадку, глубоко вздыхала и говорила: -Мама не могу больше! У меня, наверное, никогда не получатся такие буквы как  у Валентины Петровны. И ошибок так много!
-Катенька, ты пошла в школу, учится, сразу не у кого не получается. Зато ошибок стало в два раза меньше, чем в прошлой четверти!

Однажды тетрадки её расстроили так сильно, что она, отодвинув их в сторону, стала о чем то напряженно думать. Вдруг на её лице появилось почти испуганное  выражение лица . Катя хмуря брови посмотрела на маму:

- Мама, а может быть я ленивая, ну , почему мне совсем не хочется  писать!?

- Ну, нет доченька, я знаю, что ты не ленивая, ты у меня большая труженица, вон и цветы полила и кухню подмела. Просто сейчас  ты сильно устала. Вот немного отдохнешь и попробуешь снова.

Мама посмотрела на Катю , и поняла что её  мучит какой то вопрос.
- Ну, Котенок,   что ты еще хотела у меня спросить?
- Мама, откуда ты знаешь, что я не лентяйка? И вообще… скажи мне, по честному, у тебя так бывает…
- Как ?
- Ну.. когда чего- то нужное  не хочется делать или когда думаешь , что чего- то никогда в жизни у тебя не получиться!

- Конечно, доченька, а как же, взрослые  люди тоже могут не хотеть  делать "нужное дело", или бояться браться  за что-нибудь новое, сложное. Но, трусливые  люди бояться и не делают, а смелые хоть и бояться, но виду не показывают, и берутся за новое, которое скоро становится знакомым и понятным - поэтому, совсем не страшным! А вообще Катенька, я открою тебе секрет. В любом человеке есть разные качества трудолюбие, лень, смелость и трусость. Главное, чтобы человек это понимал,  и знал что заставляет его действовать - ум, интерес или например, лень. Вот раскрой свою ладошку и внимательно посмотри на все свои пальчики. Посмотри -они все разной длины, правда?
- Да!
- А теперь представь - все твои качества помещены в эти 5 пальчиков. Выбери самый длинный - третий пальчик. Это пальчик про себя ты назовешь "Я". Это твоя ЛИЧНОСТЬ. Это самый главный палец. Он отвечает за то, чтобы ты не была похожа на других. Это твои главные мечты, желания и способности, например музыкальные , художественные….Поняла ?
- Да, мой пальчик "Я" больше всего любит петь, танцевать и сказку "Пеппи длинный чулок" - выпалили Катя.
- Молодец! Как видишь с двух сторон от него есть по два других пальчика, с одной стороны -добрые помощники, а с другой -плохие советчики. С каких ты хочешь начать?
- С хороших,- ответила Катя пристально разглядывая пальцы.

 

сказкотерапия для детей


- Согласна. Тогда слушай, указательный пальчик - это твой "УМ". Он указывает тебе, что правильно, а что нет, он всё знает и математику и английский, это очень хороший пальчик. Если твоя личность будет с ним дружить, ты вырастишь умным и образованным человеком. С тобою будут советоваться, и ты сможешь стать кем захочешь, врачем, ученым или директором.
- А,- протянула Катя, -это мой указательный пальчик помог мне написать  контрольную по сольфеджио?
- Да, это твой УМ тебе помог. Другой очень важный пальчик, про который нельзя забывать это большой палец. Видишь как уважительно его назвали, хотя он самый коротенький. зато какой крепыш. Этот пальчик – "ФИЗКУЛЬТУРНИК". Именно этот пальчик будит утром на зарядку, он зовет тебя на каток зимой и на море летом. Если твой пальчик "Я" забудет про большой палец, будешь расти слабенькой и болезненной. Слушайся этот пальчик  и будешь здоровенькой и веселой.
- Я обязательно его буду слушать, потому что мне никак нельзя заболеть,  а то я пропущу выступление на празднике 8 Марта! А  я очень хочу там выступать, потому что мне дали роль весенней птицы, и я буду будить землю после зимы!

- Вот и хорошо! А теперь доченька я расскажу тебе про два плохих пальчика. Как видишь, они есть у всех. Одного зовут безымянным, а второго мизинцем. Обрати внимание , безымянный палец так и хочет догнать твой главный палец по росту. Он хочет оказаться сильнее его!
- А, что это за палец? -снова нахмурив брови процедила Катя
-Этот пальчик имеет несколько имен –"СТРАХ", "неуверенность". Этот пальчик всегда лезет со своими советами: брось – не получится! или "все равно не сможешь, зачем стараться!" или еще хуже "Ты слабее других..» и всё в этом духе.
- Ах, так это из-за него я думала ,что я глупая, когда не смогла решить пример на математике. Мне так обидно было, что я даже расплакалась!
-Наверное,  кстати твой УМ уже помог решить тебе его, правда! Доченька, в каждом человеке сидит неуверенность, волнение, страх, но  это очень плохие советчики, от них надо отворачиваться, а слушать главный пальчик "Я"- чтобы понять «что ты хочешь», "УМ" - чтобы понять «как это сделать» и "ФИЗКУЛЬТУРНИКА" - большой пальчик, чтобы тебе хватила сил это сделать . Поняла?
-Да…ну а как же тогда зовут мизинец?
-Ну, как видишь это самый тоненький самый слабенький пальчик , его совсем не стоит бояться! Его зовут – коротеньким, беззвучным словом "ЛЕНЬ" .
-Мама, не может быть, ведь у тебя тоже есть мизинец и у папы и …даже у моей любимой учительницы. Это что же получается что все лентяи , что ли так?
-Ну , почему же так, совсем даже и не так! Это значит, что каждый может услышать голосок этого пальчика «неохота», «не хочу!». Но, ты внимательно посмотри на ручку-пальчик "Я", "УМ", "ФИЗКУЛЬТУРНИК" - намного сильнее мизинчика! Просто не стоит брать его в советчики, пускай там с краю себе хнычет, разве он может помешать трем пальцам-богатырям!
-Мама, а ты однажды говорила, что бывают дети, у которых лень больше чем они сами, а такие дети правда бывают?

 

сказкотерапия для детей

 
-Да, бывают! Ходит такой ребенок, а за него все решает его собственная лень, то завалит его на диванные подушки, то не выпускает на тренировку, то к телевизору его привяжет. Раз ЛЕНЬ послушаешься - а она уже стала больше, во-второй раз послушаешься – еще больше, очень уж она быстро раздувается от важности, если её слушают.

- Я поняла-поняла, она вот сейчас, эта самая лень в меня забралась, и хотела, чтобы я домашнюю работу не дописала! И этот тоже, как его, ну,  Безымянный  СТРАХ - прямо в ухо так и шипел - "не получится"! . Теперь я знаю, кого мне слушаться, ой как хорошо, мамочка,  что ты мне это объяснила, а то я так боялась, что взаправду стала лентяйкой!

- Ну, вот и ладненько, о пока мы с тобою разговаривали, уже чайник закипел, давай выпьем по чашке и за дело, ведь не будем же мы с тобою всякие там ЛЕНИ и СТРАХИ слушаться!

- Хорошо ! - запрыгала Катя от радости и принялась уплетать мамины пирожки с душистым чаем."

После прочтения сказки, в случае непослушания спросите у ребенка: "а какой пальчик сейчас говорит", то же - в случае лени. И конечно нахваливайте "физкультурника" и "ум". Важно осознать что лень или неуверенность - бывает у каждого, главное не подчиняться им а "побеждать их!

С уважением, Герасименко Елизавета Владимировна, невролог-психотерпевт 1 категории, специалист медцентра "Неболейка". С удовольствием отвечу на вопросы и выслушаю ваши впечатления и конечно же впечатления ваших деток от прочитанной сказки.

По вопросу консультации детей звонить по тел. 066-228-77-74 (в первую половину дня до 13.00!).

Метки: сказкотерапия.

Читать также:

  • 1 ноября 2012

3 комментария к публикации
Ольга Сёмина, 3 ноября 2012 в 19:51

А если ребенок начал заикаться с помощью сказкотерапии можно как-то убрать это явление? Заранее спасибо за ответ

Елизавета Владимировна Герасименко, 6 ноября 2012 в 11:33

Да конечно, сказка, подобранная или сочиненная для вашего ребенка, проигранная в лечебной психотерапевтической песочнице, поможет ему расслабиться и уменьшить стресс. По деткам с заиканием мы работаем параллельно с логопедом, которая покажет специальные упражнения для языка. Все упражнения надо делать в сказочной форме, иначе быстро наскучат ребенку. Главное действовать быстро, плохое легко закрепляется. Чем "старее" заикание - тем сложнее его лечить!
С уважением, Елизавета Владимировна Герасименко (психотерапевт, сказкотерапевт, невролог ЧП "Неболейка")

Мария Александровна, 6 декабря 2012 в 15:52

Всем добрый день. Хочу поделиться ссылочкой на музыкальные книжки для детей:
<a href="http://youtoy.com.ua/razvivayuschie-i-obuchayuschie-/zvukovie-knigi.aspx?CatID=63">Звуковые книги в Украине</a>
Я своим дочуркам купила и не жалею...

Здесь Вы можете добавить свой комментарий к публикации Сказкотерапия для детей. "Сказка о 5 пальцах". Все поля, которые отмечены звёздочкой, являются обязательными для заполнения.
Ваше имя
Текст комментария
Введите цифры