Эффективная методика обучения ребенка быстрому чтению
В начальных классах большое внимание уделяется скорости чтения. В каждом классе есть нормы чтения, которые определяют, какое количество слов нужно прочитать ребенку за минуту времени. Это средние нормы, кто-то из детей может легко перевыполнить требуемую норму, а для кого-то будет очень сложно набрать нужное количество букв при определении скорости чтения.
На скорость чтения значительно влияют темп мыслительных процессов ребенка и его артикуляционные возможности для скорости проговаривания. Ребенку вполне можно и нужно помочь увеличить скорость чтения, но результативность и темп увеличения скорости будет для каждого очень индивидуален. Трудности в чтении могут возникать у детей при проблемах со зрением, логопедических проблемах, когда ребенок не может произносить те или иные звуки и конечно же в результате неправильно выбранных методах обучения.
Многие родители не понимают для чего нужен беглый темп чтения. Постараюсь объяснить: в более старших классах медленно читающий ребенок начинает испытывать трудности с решением задачек, усвоением материала по природоведению, основам здоровья, даже изучение иностранного языка будет даваться хуже...Поэтому запасаемся терпением и стараемся помочь своему ребенку, чем мы можем.
Итак, тренировку по увеличению скорости чтения нужно начинать на этапе работы со слогами. Читаем сначала открытые слоги, когда первой идет согласная, а затем гласная буква, потом закрытые слоги, в котором наоборот, первая буква гласная, вторая согласная. Затем переходить к слогам из трех, четырех букв с различным сочетанием гласных и согласных букв, особенное внимание уделив сложным слогам со стыками согласных букв: акма, сто, арк и т.п.
Слова для тренировки увеличения скорости нужно подбирать по схожести слоговой структуры и не связанные между собой.
Сначала отрабатывают слова из трех букв: жук, нос, лук, кот и т.д.
Затем слова из четырех букв, с двумя открытыми слогами: река, часы, ноги, лыжи.
Затем из пяти букв: парта, лампа, печка, полка.
После этого слова, состоящие из трех открытых слогов: морозы, собака, лопата, дорога. Все эти слова нужно читать по нескольку раз, каждый раз отмечая количество прочитанных за минуту слов.
Эти же слова при последующих прочтениях будут увеличиваться в количестве, и ребенок увидит результативность такой тренировки.
Не поленитесь найти в книжном магазине издание Надежды Жуковой "Первая после Букваря книга для чтения" или в украинском варианте "Моя перша книга після букваря" О.В Джежелей и читать ее с ребенком параллельно основной программе. Здесь подобраны группы слов на артикуляцию, собраны интересные короткие стишки и рассказы, приведены нетрудные самостоятельные задания.
Читать ребенку первокласснику нужно каждый день, даже если ваш учитель и не задает внеклассного чтения, но вы видите, что техника чтения у ребенка страдает...читайте сами обязательно, пусть 1-2 странички в день. Со временем ребенок втянется, возникнет интерес и стимул читать больше.
При чтении текста можно попробовать открывать по одному слову в предложении, закрыв остальные листком или закладкой, предлагая ребенку догадаться, какое слово будет следующим. Это помогает лучше вникать в смысл читаемых слов и меньше ошибаться, додумывая слова. Тексты также нужно читать по нескольку раз каждый, всякий раз отмечая количество прочитанных слов. Читая уже знакомый текст, ребенок соотносит написанные буквы со звуками, и скорость чтения увеличивается. Тренироваться в чтении нужно на текстах, написанных разными шрифтами.
Самое главное - чтение должно быть интересно ребенку, книги и тексты грамотно подобраны и красочно иллюстрированы. Не ленитесь придумывать игры - первое слово читает мама, второе ребенок и так далее до конца сказки...прочитали - вместе начинаем пересказ. Либо читаем по ролям и меняем интонацию в зависимости от героя - медведь низким грубым голосом, зайка тоненьким и т.д.
Для чтения первокласснику рекомендуем следующие книжки.В обучении беглому чтению работает основное правило – хорошее понимание прочитанного. Если ребенок стал читать быстрее, но при этом хуже понимать смысл прочитанного, нужно работать над осмысленным чтением слов, предложений и текстов, отложив тренировку в скорости.
На следующем этапе используйте методику "проактивного чтения", она состоит в следующем:
- читаем название, рассматриваем картинки и вслух размышляем, о чем может быть рассказ;
- если перед или после рассказа есть вопросы или комментарии читаем их и размышляем, можем ли мы ответить на эти вопросы, исходя из своих общих знаний;
- из каждого абзаца читаем первое предложение и пробуем понять логику или основную идею, которую имел в виду автор;
- читаем текст, при этом опираясь на созданную в голове логику.
Советы эти просты и сложны одновременно, как правило дети не привыкли работать с текстом и анализировать его, им чаще задают учить наизусть, что в целом неплохо, но имеет лишь отдаленное отношение к пониманию.
Если вы сможете выделить время и потратить его на ребенка в столь юном возрасте, потренируетесь в чтении от азов до совместного "проактивного чтения", то вашему школьнику в среднем да и старшем возрасте будет намного легче справляться с огромным потоком информации и нелегкой современной школьной программой!
Метки: чтение, первоклассник, методика обучения.
Читать также:
- 11 июля 2012
Скажите где вы находитесь? какая стоимость и сколько дней курсы длятся всего?
В первом классе была техника на уровне 60-70 слов в минуту (это украинский класс), за второй класс набрали до 110. Читаем тоже ежедневно книжки как на русском так и на украинском языке
Нам очень нужно научиться читать быстрее, перешли во второй класс, а читаем очень медленно - где-то 40 слов в минуту(( прочитанное тоже понимаем с трудом. Подскажите , что в нашем случае можно сделать. Будем благодарны за совет!!!
девочки подскажите ищу учителя для малыша 5 лет собираемся в школу нужно быстрое чтение в класс интелект
Могу подсказать классного учителя по подготовке к школе на Новых домах. ЦДЮТ No. 4. Губарева Тамара Дмитриевна. Учитель от Бога! И заинтересует, и читать, и писать, и считать - всему научит))
Мы во втором классе имеем скорость чтения 115 слов в минуту, мне кажется такой хороший результат благодаря ежедневному чтению( в среднем 10-15 страниц ребенок в день прочитывает )